Pozharnik (pogarnik) wrote,
Pozharnik
pogarnik

Categories:

По льду Байкала с одного берега на другой. Листвянка - Танхой


  Последние дни зимы решил отметить походом  по льду Байкала от Листвянки до Танхоя. Это ровно с одного берега на другой. Расстояние по карте 41 км.  Ничего сложного.
  Тем боле, что погода наладилась, потеплело. Днем было -10, -15, ночью до 20.
Когда железной дороги вокруг Байкала не был, по этому пути зимой прямо по льду прокладывали железное полотно, а вагоны тащили за собой конные упряжки. Ходили так же караваны верблюдов, которым шили специальные валенки, чтобы верблюд не скользил. По среди байкала устанавливали харчевню, где можно было подкрепиться и отогреться. Теперь всего этого нет, и там брдят дикие и не очень туристы.


 Автостопом добрался до Листвянки. Подбирают очень хорошо, практически по взмаху руки останавливаются. В последней машине оказался МЧСовец. Послушал о моем плане и стал пугать, что идти будет очень тяжело. Одному лучше не идти. Выпало много снега и замело все трещины , нерпьи полыньи и тд.  Что они МЧСовцы вообще не любят нас туристов, что от нас одни проблемы, что мы тонем каждый год. Достаточно просто намочить ноги  километров 10 от берега и дойти уже не смогу. Иди лучше в поселок Большие Коты. Это по крайней мере вдоль берега. В крайнем случае сможешь на берегу развести огонь и согреться. По середине Байкала такой возможности у тебя не будет. Запиши вот номер спасателей, а лучше найди себе попутчиков и иди в другой раз, и ни в коем случае не иди ночью.
Хорошо подумаю.


Листвянка



В Листвянке вышел на лед и стал прогуливаться вдоль берега. Снега выпало действительно много. Льда не видно, снежный покров повсюду. По снегу в принципе идти хорошо, если он устоялся твердым настом. Но сейчас снег был рыхлым, ноги увязали не глубоко, но долго идти по такому снегу утомительно. Вдоль берега проходило много следов Хивусов ( Эдакое транспортное средство на воздушной подушке с пропеллером позади) и снегоходов.  По этим следам шлось хорошо. Если бы найти такой след который ведет в Танхой то можно и идти.

Сам хивус

 Вскоре наткнутся на след  хивуса уходящий в глубь Байкала, по нему и отправился.  Пройду, решил некоторое расстояние, если будет тяжело, вернусь.

След хивуса и мой след.

 Солнце садилось за мыс Толстый, где находиться КБЖД. Проходил его в ноябре прошлого года. Там  более 70 км, половину из которого пришлось идти по мокрому снегу.  Так что и сейчас особо проблем не видел.



По следу хисуса шел часа два, после чего он стал забирать вправо. Надо было или начинать идти по снегу или сворачивать назад. Но тут след хивуса пересек след снегохода и снова в моем направлении. Пошел по нему.
 Впереди не было видно вообще ничего, а вот позади  хорошо светила огнями Листвянка. Надо стараться просто держать ее огни ровно за спиной и идти.
  Через час след от снегохода ушел в сторону,   и я пошел по рыхлому снегу.
Через часов шесть ходьбы огни Листвянки затянуло дымкой.  Шел ориентируясь на пояс Ориона.  По моему он должен находиться как раз над Танхоем. Позади держал полярную звезду.
 Звезды периодически затягивало дымкой и оказывался в каком то чудном состоянии.  Вокруг  сплошная ледяная темнота. Ветра нет, тишина, только хруст снега под ногами. Шел без фонаря.
Фонарь был, но включал его изредка, осветить какие то фигуры торосов или непонятные места.
 Через час движения в полной дезориентации стали наводить на мысли, что уже давно могу идти совсем не туда куда нужно.
  Достал телефон с  GPS. Минут пять он пытался словить спутники, затем что то ловил и GPS вырубался. Так было несколько раз, затем плюнул на эту идею. Закачанная программа в телефоне оказалась глючнная. Компаса у меня не было и это было плохо.
С востока взошла луна. Это меня взбодрило.  Можно было более менее координировать движение. Привалы делал каждые два часа. Заваривал чай и подкреплялся салом. Горелки у меня тоже не было.  Чай готовил на сухом спирте. В пустую консервную банку две таблетки сухого спирта, по краям банки отверстия, для подсоса воздуха,  сверху котелок. Консерва от температуры начинала погружаться в снег и лед. Нужно было следить, что бы котелок с нее не упал. Иногда это происходило, уже разогретая вода выливалась. Что очень огорчало.  Поначалу у меня еще была с собой бутылка воды, но она вскоре замерзла  и приходилось топить снег, что увеличивало расход топлива, которого было не так уж и много.  Интересно, что разогреваясь, банка начинала движение по часовой стрелке, и котелок медленно двигался вместе с ней.
 В часа три ночи потеряв окончательно все небесные ориентиры решил лечь спать.  Прям на снег бросил Ижевский каремат, забрался в спальник, рюк под голову и спать.  Главное не думать, что под тобой лед и километр иль больше глубина.

 Место ночлега.

Спалось довольно неплохо. Что бы сильно холодно было не сказал.
Утром огляделся. Меня окружала туманная сизая дымка. Ни одного берега не видно, да и вообще ничего не видно.  Снег и лед. Впрочем из тумана слабо, но просвечивало солнце.
 Нужно идти на солнце и брать немного влево, тогда по идее буду идти на Юг.
Днем, оказалось, ориентироваться еще хуже. Огней Листвянки нет, звезд нет. Только солнце, которое вскоре вообще пропало. Шел вперед ,туда где в последний раз видел солнечный отблеск.
  Через некоторое время к моему большому удивлению я наткнулся на человечьи следы. Вышел причем на следы под девяносто градусов. Изучив их удивился еще больше, так как это оказались мои собственные следы! Однако, когда же я здесь прошел? Вчера ночью или уже сегодня?
 Подивился, но так ничего и не понял. Пересек следы и так же на девяносто градусов стал удаляться. Через часа два я снова наткнулся на свои же следы! Уже было не до смеха. Я начинаю уставать и выматываться.  И по факту хожу по кругу. Конечно, слышал не раз, что человек даже в лесу приходит на то же место, откуда вышел.  Со мной это впервые. Но надо идти дальше
 Солнце можно увидеть даже через облака и туман, определив   его положение, иду прямо на него, и немного беру вправо.  И вот когда тучи немного разошлись  и появился смутный, но отчетливый диск солнца, то он оказался у меня ровно за спиной!  Это меня как то из колеи выбило. Получается я шел  все это время ровно назад. Как же меня так развернуло то?  И куда идти дальше? Если утром я шел и держал солнце по левой стороне, то после обеда, мне стоит идти и держать солнце по правой стороне. Появилась мысль, что если не появятся хоть какие ориентиры, то мне придется заночевать на льду еще одну ночь. Есть не хотелось, а вот пить хотелось сильно. Пока шел, с меня просто пар валил. Если закончиться сухое  горючее буду резать на куски и жечь каремат.  Набрал снега в пластиковую бутылку и засунул за пазуху, пусть тает.
 Развернулся и пошел по своим следам обратно. В одном месте обнаружил, что мои следы свернули на 45 градусов. В этом месте я начал резко поворачивать влево. И вообще меня все время уносит влево. Да так уносит, что в конце концов делаю круг.
 Надо сказать, что мне еще с погодой повезло. Было полное безветрие, только шел небольшой снег. Солнце виднелось уже более стабильно. Можно идти.
На одном из привалов впереди дымка вдруг разошлась, и отчетливо появился хребет Хамар-Дабана. Это меня очень приободрило.  Солнце светило, ориентиры потерять уже не должен. Берег Листвянки виден не был, а бурятский берег был как на ладони.  По ощущениям, часа через два подойду к берегу. Но ощущения меня подвели. Шел, шел и шел, но берег почему то оставался на своем месте.  Рюкзак, не был тяжелым, но со временем стал оттягивать плечи все больше и больше. Попробовал тащить его за собой за лямку. По снегу получилось, довольно неплохо.



 Когда солнце стало светить в полную силу, появились новые проблемы.  Лед вдруг ожил и стал издавать разные звуки. В основном это глухие удары из глубины.  Ощущения, когда находишься на льду не из приятных. Но к глухим булькающим звукам из глубины вскоре привыкаешь. Кажется, что кто то бьет в бубен, то тише, то сильнее.


 Хуже всего это треск.  Еще из далека ты слышишь как царапающий, трескучий звук приближается к тебе, а затем проходит где то совсем рядом.  Возможно в этом треске и нет ничего опасного. Но адреналин в крови просто закипает. Иногда звук был таким громким, что казалось, лед трескается и уходит уже прямо у меня из под ног.  Вероятно опаснее всего тихие ловушки нерпиных промоин, и занесенных снегом трещин. Мне пока везло, надеюсь так будет и дальше. Одну нерпиную нору встретил, и обошел ее стороной.
 Солнце начинало садиться, а берег, все не приближался. В очередной привал израсходовал последнее горючее. Снег удалось только растопить, но нагреть уже не вышло. Мечтал выйти на берег развести огонь и просто вдоволь напиться топленой воды.

 Сколько же еще идти? Час, два? Вероятно не больше. И вот с этой точки я шел еще пять часов к берегу. Снегу под бурятским берегом было все больше идти все сложнее. Солнце село, но были отчетливо видны огни Танхоя.  За одной из стен торосов вдруг появился совершенно чистый лед. Осветил его фонарем. Попробовал ступить ногой. Раздался треск. От самой Листвянки не встречал чистого льда. Возможно, это свежая трещина и только затянулась льдом.  До ее края свет фонаря не досвечивал. Обходить ее пришлось метров триста.
 Последние километры дались особенно тяжело. Снегу больше, сил уж ни каких, отдыхал через каждые сто метров. Сам берег встретил сугробами по колено, дальше по пояс. От дерева к дереву пробирался с большими усилиями.  Очень мучала жажда, и ел снег просто как собака, он казался невероятно вкусным.
Выбрался на Танхойскую ЖД станцию  в пол двенадцатого ночи.  Усталость была просто дикая.  Нужно было конечно зайти к знакомым, но посчитал, что для деревни это уже довольно поздняя пора и вышел на трассу. Ночью меня конечно никто не подберет, да и сил что то останавливать уже не было.  Полез в сторону леса по колено в снегу в надежде завалиться в спальник.
 Перед тем как уснуть решил снять обувь, уж очень сильно болели ноги. Снять оказалось очень сложно.  Оказалось, что носки просто приморозились   к ботинкам. Когда осветил ноги фонариком оказалось, что пальцы почернели и покрылись волдырями.  Такое видел только у людей которые обмораживались в горах, да и то видел на видео. Обернул ноги шарфом и тут же вырубился. Но вскоре проснулся и до утра не смог уснуть из за боли в ногах. До рассвета выходить на трассу не было смысла. Утром ботинки замерзли и стали напоминать два кирпича.  Всунуть в них обмороженные ноги вообще не мог. Спасла самодельная свеча.  Взял с собой на всякий случай, в дороге вроде не пригодилась, а тут разжег, нагрел над ней ботинки, они чуть размякли и удалось засунуть ноги, но не до конца. Выбрался на трассу, стоять не могу, сижу на рюкзаке и стоплю машины. Первая же машина до Дулихи, всего семь километров. Затем микроавтобус в Выдрино. В микроавтобусе мои ботинки оттаяли до конца, и я смог их одеть полностью.

 Вот где обитает омуль.


 С плакатов нерпы машут проезжающим автомобилям.



  В Выдрино проходит граница Бурятии и Иркутской области. Удалось выпить в кафе кофе и позвонить знакомым в Иркутск и Москву. Сообщил, что со мной все в порядке. В Бурятии мой Билайн не ловит, а на границе словил. Все мне сказали, что я дурак, но хорошо, что живой.
  И все советовали, сразу идти в травмпункт. Дельный совет, а то я сразу хотел домой.
В Выдрино меня подобрал парень. Алексей ехал прямо в Иркутск, и это было просто чудесная удача. Мне очень не хотелось попасть в  Слюдянку, так как ее пришлось бы долго проходить. В моем состоянии это было не просто. Алексей возвращался с гонок, которые проходили по льду в районе Слюдянки, но еще заехал в Выдрино, на гору Соболиную где проходит лыжный спуск.
  Алексей не только подвез меня в Иркутск, но еще и в травмпункт, который оказался закрыт. Поехали в другой, из которого меня направили в ожоговый центр. Там осмотрели, сказали, что один палец отрежут и еще пол второго. Стали резать, но не палец, а срезать кожу обмороженную, больно не было, но я от чего то вдруг потерял сознание. Очнулся от того, что медсестра теребила меня за морду и спрашивала, слышу ли я ее. Я то слышал, но почему то не мог ответить. Затем мне сунули в нос нашатырю. Мощная однако штука. У меня прям вся система загрузилась в сознание. Захотел встать и идти, но мне не дали. Полежал маленько, лапы перебинтовали и Алексей увез меня прямо домой, еще и в аптеку заехали, купил лекарств, которые выписали.  Спасибо тебе Алексей огромное!
  Пальцы решили все же не отрезать, это видать у них юмор такой. Хожу теперь на прием к местному хирургу. Первый его вопрос был, - а чего тебе в травмопункте ничего не отрезали?
- Так, грозились!

 последствия обморожения.











Сижу пока дома, зализываю раны. И не пойму почему так произошло.  Маршрут не сложный, холодно мне не было. Ночевал в спальнике и при ниже температурах. В последнюю ночевку было -22. Вероятно в обувь набился снег и я просто не почувствовал как обморозился.  Обморозился именно на ходу. Тем опаснее обморожение, что ты просто ничего не чувствуешь. Нужно не допускать попадания снега в обувь это конечно первое. И периодически проверять состояние ног.
 И конечно без компаса из дому выходить теперь не стану!
 Ну прыти поубавилось, отдыхаю. А то еще в марте хотел обойти Ольхон по льду, это более ста километров и подняться на пик Черского.
 Всех поздравляю с началом весны!


  Видео.
Subscribe

  • Я на Малуукских островах!

    Ну что товарищи, с Монадо в тот вечер, когда решил покинуть Сулавеси, отходило два судна. Одно на остров ТАхУНА, другое на остров ТЕРНАТЕ. Чудесно у…

  • Как я попал на похороны (о. Флорес)

    Вернусь к описанию моих приключений на о. Флорес. Я проехал весь остров от Лабуанбаджо до Ларантуки и так и не уплыл на Сулавеси. Не получается…

  • Остров Сиау

    Вулкан Керагетанг ночью В Индонезии есть одна проблема, куда бы вы ни ехали рано или поздно упретесь в берег океана. Если по трассам все более…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments